19-22 мая компания АЛЕЕ СОФТВЕР будет принимать участие в международном салоне “Комплексная безопасность 2015″, который пройдет в Москве на ВДНХ. Цель данного мероприятия – обеспечить эффективное… Подробнее
Окулографические исследования: о чем не расскажет взгляд
В нашей предыдущей статье мы определили окулографию (айтрекинг) как объективное измерение движений взгляда. С помощью айтрекинга можно определить, что видят пользователи, но нельзя определить, что они в этот момент думают. Чтобы иметь полное представление о специфике пользовательского опыта, нужно знать, что и как было понято пользователем, что вызвало особый интерес,какие факторы обусловили удовлетворение и т. п.
Одного взгляда достаточно?
По результатом айтрекинга можно лишь сказать, что те или иные элементы визуального оформления притягивают взгляд (и, возможно, вызывают повышенный интерес). Исследователю нужно иметь четкое представление о том, что именно он ждет от данной методики: изучение взгляда как такового не является самоцелью; кроме того, путем анализа движения взгляда можно получить лишь второстепенные, но отнюдь не главные данные о специфике работы с приложением или сайтом.
Айтрекинг можеть показать то, что пользователь видит, но не то, что он думает В отличие от других методик юзабилити-тестирования, испытуемые во время айтрекинга не озвучивают своих мыслей вслух и не говорят о том, что они думают, чувствуют, понимают. Действия испытуемых не сопровождаются вопросами исследователей типа «Что Вы пытаетесь сделать сейчас?» или «Какого результата Вы ожидаете, кликая по этой ссылке?». Если кто-то из участников прервет выполнение задания — весь тест пойдет насмарку. Вербализация может повлиять на поведение пользователей: они могут затрачивать больше времени и усилий на выполнение заданий. Окулографические исследования позволяют избежать подобных искажений, но при этом необходимо, чтобы взгляд и внимание пользователя были зафиксированы исключительно на интерфейсе. Существует множество методик окулографического анализа, однако все они, как правило, имеют целью получение данных о локализации точек длительной фиксации взгляда и измерение продолжительности фиксации. С помощью айтрекинга можно:
- выявить элементы визуального оформления, больше всего привлекающие внимание пользователя: иногда бывает важно знать, являются ли привлекательными для взгляда те или иные элементы интерфейса (меню, кнопки, изображения и т. п.). Кроме того, по результатам айтрекинга можно сделать выводы об удачном или неудачном расположении элементов (на основе данных о том, как долго на них задерживался взгляд). Перед проведением исследования можно выделить элементы, являющиеся объектами повышенного внимания с точки зрения разработчика. Затем эти данные сопоставляются с результатами, полученными при работе с испытуемыми.
- Пронаблюдать за скоростью движения взгляда, в особенности если пользователь просматривает страницы сайта одну за другой. Анализируя траекторию движения взгляда, можно сделать выводы о том, следует ли пользователь логике интерфейса и просматривает ли он все страницы сайта одним и тем же способом. Если речь идет, например, о сайте интернет-магазина, то он может считаться удачным с точки зрения юзабилити в том случае, если вгляд пользователя сразу же фиксируется на центральных (представляющих конкретные товары) элементах дизайна, а не на второстепенных.
Факты или ощущения пользователя?
Пользователи не отдают себя отчета в том, где именно они фиксировали взгляд, смотря на экран монитора. Даже после выполнения специального задания они не могут рассказать, в какой последовательности они просматривали элементы страницы. Тем не менее, действительно ли необходимо знать, к какой информации пользователь проявил повышенное внимание? что он лучше всего запомнил? к чему проявил наибольший интерес? или наоборот: на что он вообще не обращал внимания? С помощью айтрекинга можно выявить действия, на которые при простом наблюдении вряд ли можно обратить внимание — например, на то, что пользователь задержал взгляд на той или иной кнопке всего лишь на секунду дольше, чем на остальных. Окулометрическое исследование может рассказать о том, на что именно смотрел пользователь (сам пользователь может этого и не помнить). Например, на основании результатов айтрекинга можно предположить, что пользователь испытывал сомнения, собираясь нажать на ту или иную кнопку. Подобные нюансы остаются незамеченными при использовании традиционных методик юзабилити- тестирования. Традиционные методики идут иным путем: подробно расспрашивая пользователя, исследователь получает субъективную, но при этом достаточно достоверную информацию о мотивах поведения пользователя, его действиях, его понимании тех или иных моментов работы с приложением или сайтом. Таким образом можно получить ясное представление о том, что нужно сделать для повышения уровня удовлетворенности пользователя.
Во время юзабилити-тестирования испытуемый рассказывает обо всем, что он думает и чувствует.
По результатам айтрекинга можно, конечно же, адаптировать расположение всех элементов интерфейса под специфику пользовательского восприятия. Однако думается, что обычное юзабилити-тестирование могло бы оказаться более эффективным: если бы испытуемая рассказала о своих проблемах и затруднениях, сразу стало бы ясно, что именно в интерфейсе ее не устраивает и как данный недочет можно исправить.
Привлекательно для взгляда или привлекательно для пользователя?
Если взгляд пользователя задержался на том или ином элементе интерфейса, это далеко не всегда значит, что этот элемент привлек его внимание. Айтрекинг дает лишь косвенную информацию о специфике пользовательского восприятия приложений и сайтов. Методики окулографических исследований появились задолго до того, как появился Интернет. Они уже давно и активно используются в науке и в промышленности. Так, например, многие производители автомобилей осуществляют оценку степени усталости водителя по специфике движения его взгляда (время фиксации на посторонних, т. е. не имеющих никакого отношения к управлению автомобилем, элементах; продолжительность закрытия век и т. п.). Еще одним важным окулометрическим показателем является расширение зрачков. Зрачки расширяются в зависимости от освещенности и от степени усталости. Чем больше расширяются или сужаются зрачки, тем больше усилий затрачивается на усвоение и запоминание визуальной информации. Это подтверждается и данными проводимых одновременно с айтрекингом исследований мозга. Энцефалография мозга позволяет уточнить данные айтрекинга и получить дополнительную информацию о распределении и фиксации внимания испытуемого. Исследования зрачков еще не получили широкого применения в окулографии — во многом потому, что причины сужения и расширения зрачков трудно определить однозначно. Точные данные возможно получить лишь в лабораторных условиях.
Выводы
- С помощью айтрекинга можно установить, в каком порядке просматривались визуальные элементы интерфейса и как долго на них задерживался взгляд. Однако для полной картины необходимо получить от пользователя подтверждение того, что там, где взгляд задерживался дольше всего, расположена действительно важная и нужная информация;
- По результатам айтрекинга можно сделать выводы о визуальном расположении элементов дизайна. Но для повышения степени достоверности этих выводов необходимо получить от пользователя разъяснения по поводу того, почему именно такая, а не другая композиция представляется ему более удобной;
- Окулографическое исследование стоит дороже, чем традиционное юзабилити-тестирования. Перед проведением исследования нужно четко сформулировать цели и задачи, а также рабочую гипотезу.
Заключение
В отличие от остальных методов эргономического исследования, айтрекинг позволяет получить верифицируемые, воспроизводимые результаты. Айтрекинг не сможет полностью вытеснить традиционные методики юзабилити-тестирования: наоборот, он дополняет их. С помощью айтрекинга можно получить данные о том, что привлекает внимание пользователя, в какой последовательности он просматривает элементы интерфейса, с какой скоростью он обнаруживает ту или иную информацию.
Сильные стороны айтрекинга:
- Айтрекинг позволяет выделить зоны, к которым пользователь проявляет повышенное внимание. Зонами повышенного интереса считаются те, накоторых взгляд пользователя задерживался наиболее долго, а также те, к которым он возвращался несколько раз;
- По результатам айтрекинга можно представить тексты так, чтобы их было удобно читать с экрана (подобрать необходимый тип шрифта, размер, текст, разделить текст на визуальные блоки определенного размера и т. п.);
- С помощью айтрекинга можно воссоздать траекторию движения взгляда по интерфейсу (определить, что привлекло внимание в первую очередь, в какой последовательности просматривались элементы интерфейса и т.п);
- Окулографические исследования позволяют подобрать наиболее удачное с точки зрения удобства пользователя расположение элементов интерфейса (кнопок, изображений и т. п.);
- С помощью айтрекинга можно установить, как именно пользователи ищут нужную информацию, что позволяет скорректировать дизайн приложения или сайта с учетом потребностей пользователя;
- Методики айтрекинга могут быть объединены с другими методиками юзабилити-исследования;
Слабые стороны айтрекинга
- На основании результатов айтрекинга нельзя сделать выводов о том, что именно привлекло внимание пользователя: ценная информация или же просто эффектное графическое оформление;
- Если взгляд пользователя неоднократно возвращался к тому или иному участку экрана, это далеко не всегда значит, что данный участок представляет для него интерес. Пользователь мог возвращаться взглядом к одному и тому же месту, чтобы потому что расположенные там текстовые фрагменты или графические изображения оказались для него непонятными;
- Из того, что те или иные визуальные элементы интерфейса привлекли повышенное внимание пользователя, отнюдь не следует, что эти элементы действительно удобны для решения конкретных задач;
- С помощью айтрекинга невозможно зафиксировать мысли, чувства и эмоции, возникающие у пользователя при работе с интерфейсом, и уж тем более — установить, что именно понравилось или не понравилось пользователю;
- Определенные трудности возникают при использовании айтрекинга для исследования подвижных интерфейсов смартфонов или планшетов.